воскресенье, 22 ноября 2009 г.

Калининград

Когда осматриваешь музей, всегда интересно не просто смотреть на экспонаты, а понимать что это и зачем нужно, почему именно так выглядит. Через понимание приходит заинтересованность, а с ней и новые знания. Руководствуясь этим подходом, перед поездкой я тщательно изучил википедию и прочитал несколько статей по фортификации. В результате, нагруженный знаниями, отправился навстречу приключениям.
Как я уже писал, мы прибыли на автовокзал (находится рядом с южным Ж/Д вокзалом). Покрутив карту, мы решили идти к Фридландским воротам, в которых находится краеведческий музей.
По пути произошла интересная встреча – пока мы фотографировали, к нам подошла старушка и спросила, кто мы и откуда, и рассказала, что сама она приехала в Кёнигсберг в 1951 году по комсомольскому набору. Будущий муж приехал годом раньше. Город был очень сильно разрушен. Первое время они занимались тем, что разбирали мощеные дороги (похоже, не в самом городе, а в области), потом грузили камни на баржи, которые куда-то вывозились. Немцев к тому времени в области уже практически не осталось. Достаточно сложно осознать, что всё население области было вывезено в ГДР и на их место приехали другие люди с другим языком и культурой. После этого рассказа очень многое в городе казалось каким-то искусственным, особенно собор. Искренними были только немецкие укрепления, которых не коснулась рука реставратора и памятники нашим войнам, которые в 45ом брали эти места.
Но вернемся к воротам. Музей оказался небольшим, но весьма интересным. В первую очередь, зарисовками из довоенной жизни города, во вторую, двумя видеоинсталляциями, одна из которых рассказывала об истории оборонительных сооружений города, а вторая была своеобразной экскурсией по Кёнигсбергу вековой давности.
Посмотрев музей мы двинулись в сторону рыбачьей деревни, которая оказалась достаточно пошлым новоделом, и, не задерживаясь, направились в сторону кафедрального собора. Но по пути нас перехватили и, заманивая горячим кофе, предложили экскурсию на катере. Особых впечатлений она не принесла, но, во-первых, мы согрелись и напились кофе, а во-вторых, посмотрели порт. Так что потраченные 150 рублей себя полностью окупили.

Добравшись до собора, мы немедленно пристроились к экскурсии, и на нас обрушились потоки информации о единственном всемирно известном уроженце Кёнигсберга – Иммануиле Канте (личное мнение – если не пойдете в музей Канта, то много не потеряете). После музея умудрились попасть на мини-концерт органной музыки, и заодно осмотрели собор изнутри.
Дальнейшая программа была скомканной: обед, плохая погода и дождь, забег до музея Янтаря, осмотр его за 20 минут (не понравилось). И наконец, поездка в гостиницу и отдых.

Второй день начался с осмотра одного из 12 (17) фортов «Ночной перины Кёнигсберга», которые были построены во второй половине 19го века, а именно, форта №5 «Фридрих Вильгельм III». Удивительно, но форт мы обнаружили только когда практически вышли ко рву. Окрестности, да и сам форт заросли деревьями, и грандиозное сооружение из кирпича и бетона практически полностью скрыто от глаз. Около форта находится памятник нашим солдатам. Надпись на памятнике пробирает до дрожи:
«здесь в камне застыли
атаки смертельные миги,
отвага возмездия жгла
и бетон и металл.
потомки прочтут со страниц
этой каменной книги
о мужестве тех, кто
свободу страны отстоял»

Глядя на 20 метровый ров и мертвые амбразуры форта, думал о тех, кто погиб здесь в 45ом. Физически не могу представить, что чувствовали люди, которые шли на штурм.
Внутри форт потрясает ещё больше – туннели, переходы, коридоры. Сверху многометровый слой земли с вековыми деревьями. Местами кажется, что ты в обычном осеннем лесу, но, огибаешь холмик, который оказывается входом на верхний уровень форта, и вот ты снова погружаешься в мертвое чрево, и лишь вдалеке виден отблеск света.
Из форта мы вернулись в гостиницу, и, забрав вещи, поехали в город. На музеи времени не оставалось, поэтому решили пройти вдоль восточной части второго вального оборонительного обвода.

Второй вал был построен к середине 19го века и практически сразу после строительства был признан устаревшим и передан в собственность города (после чего и начали строить форты). Начали мы с башен Der Wrangel и Дона, которые, несмотря на «устаревшесть», производят весьма сумрачное впечатление, особенно со стороны рва. Далее по Фортовой дороге (не пропустите её!) выдвинулись в сторону Королевских ворот. Дорогой, правда, назвать это можно весьма условно, скорее это полоса земли между рвом и защитным валом, так что обувайтесь соответствующе. Королевские ворота выглядят так, будто их построили пару лет назад и, несмотря на статус символа города, особого впечатления не производят. В воротах расположен музей Великого посольства Петра I (не смотрели). Оттуда мимо Закхаймских ворот направились в сторону Музея мирового океана. Время поджимало, да и сил у команды особо не осталось :-) , так что желающие ограничились осмотром подводной лодки «Б-413″ , а нежелающие мерзли на лавочке.

Финальной точкой маршрута стали Браденбургские ворота, те самые, через которые ходят трамваи (мы трамвая не дождались). И наконец: вокзал, автобус, аэропорт, коньяк, самолёт, Москва!

фотографии из поездки можно посмотреть здесь

Читать дальше ....

Комментариев нет:

Отправить комментарий