понедельник, 7 декабря 2009 г.

Домашняя бухгалтерия

Как-то эта рубрика дала крен в сторону политики и макроэкономики. Пора это исправить, и обратиться к более насущным вопросам: ведению личных финансов.
Недавно я разбирал свои старые вещи, которые пролежали где-то лет десять. Среди прочего я наткнулся на записную книжку в которой вел учет своих трат.
Зачем я это делал, когда был студентом, и у меня не было особых доходов, а уж тем более накоплений сказать не могу :-) . Видимо это действительно склад характера, и если сама мысль о том что бы регулярно что-то фиксировать вызывает у вас отвращение, то это не для вас, и не надо взрывать себе мозг и нагуливать язву :-)
Если же ради ответа на вопрос «куда же делись деньги?» вы готовы к небольшим затратам времени, то надеюсь я смогу помочь освоить вам азы ведения домашней бухгалтерии.
Прежде всего давайте поймем, для чего это нужно. Я вижу для себя следующие плюсы

  • я всегда могу узнать сколько у меня денег. казалось бы, что проще, посмотри в кошелек и всё! но ведь есть кредитка, есть зарплатная карточка, что то лежит дома, что-то у жены в кошельке. Отсюда проистекает и очевидный минус: жена тоже знает, сколько денег у тебя в кармане и на что ты их потратил :-)
  • не возникает вопрос, куда деньги делись. можно всегда посмотреть на что были потрачена зарплата
  • можно оценить стоимость владения. в частности это относится к автомобилям. Так например я могу быстро оценить насколько Matiz мне обходится дешевле чем Жигули, которые были до этого. Или посмотреть во сколько мне обошлись три сезона на мотоцикле. Поверьте, цифры вас неприятно удивят
  • в одном месте можно видеть своё финансовое положение: деньги, долги, кредиты, инвестиции и т.д.
  • возможность планировать траты: зная сколько и на что я потратил в этом году, я могу оценить на что я смогу рассчитывать в будущем.
  • вы всегда сможете ответить на вопросы вида: «а во что тебе обошелся ремонт?» или «а почем ты год назад купил эту фигню?»

Многие аргументируют своё нежелание вести домашнюю бухгалтерию, неготовностью сидеть полчаса с чеком и вводить его в программу – так не надо! Если конечно вы не ставите себе задачу оценить, на что вы тратите денег больше, на мясо, хлеб или пиво. Выберите для себя нужный вам уровень детализации и дерзайте.
для категории «Еда» у меня например следующие категории: «Продукты» – то что куплено в магазине. «Работа» – обеды в столовой, «Алкоголь» – что пропито, «ФастФуд» – что проедено в общепите. Походы в рестораны проходят по категории «Развлечения». Во время отпусков я даю себе отдых и отпускные расходы фиксирую одной строкой :-)
Если вы определились нужно вам это или нет, и решили, что нужно, то следующий шаг это определиться как!
Во первых это можно вести в Excel (в нём по моему можно вообще вести всё). Можно взять одну из специализированных программ. в своё время я перепробовал несколько и остановился на AceMoney и,за пять лет у меня практически не возникало желания её заменить. О неё я в ближайшее время расскажу поподробнее.

Читать дальше ....

3 комментария:

  1. хорошая статья, я еще использую для ведения бухгалтерии в электронном виде онлайн сервис «Моё дело», который всю отчетность составляет автоматически и не приходится ее заносить в налоговую, так как можно по электронной почте отправить

    ОтветитьУдалить
  2. я вот пока не готов для этого он0лайн сервисы использовать. Но думаю, что это скорее вопрос лени :-)

    ОтветитьУдалить
  3. :) этот онлайн сервис больше предназначен для ИП или ООО, это просто вопрос необходимости а не лени, мне вот например не подходит 1С поэтому я на Моё дело перешел, а если у Вас нет предприятия то действительно лучше на домашке бухгалтерию вести ;)

    ОтветитьУдалить